Ортилия

 
 

Оформить заказ
 
АНГРО
Другое
Препараты китайской медицины
Травы

Мой Ю-туб канал
«ТРАВОВЕДЪ»
эл. магазин - Травы
Назад к списку статей

Время выбора (статья в газете)

Что делает врач традиционной китайской медицины после того, как он, терпеливо выслушав причитания пациента, внимательно изучил его пульс, язык и внешние проявления болезни? Когда новые иглы и сотни трав уже приготовлены и ждут своего часа… Он ставит предварительный диагноз и выбирает метод лечения. А методики лечения китайской медицины немало отличаются от инструкций Минздрава — здесь свои правила и принципы. И вот, руководствуясь ими, доктор начинает творить…

 Исходя из диагноза, так называемого синдрома* традиционной китайской медицины  (ТКМ), врач избирает методику лечения — совокупность конкретных приёмов врачевания. При этом он опирается на следующие лечебные принципы:

• при поверхностном синдроме, когда вредоносные силы ещё не проникли внутрь и находятся на поверхности тела, нужно вызывать потоотделение;

• при внутреннем синдроме, когда болезнь глубоко проникает в тело, — послаблять;

• при синдроме холода, когда ян (в ТКМ — активное начало) «в упадке», — согревать;

• при синдроме жара — очищать, изгонять жар;

• при синдроме недостаточности, когда в организме или органе чего­то не хватает (например, жизненной энергии, силы — ци, крови) — тонизировать;

• при синдроме избытка — седатировать.

Все логично? Эти простые принципы, проверенные многими поколениями врачей ТКМ, воплотились в восемь основных лечебных методов: потогонный и рвотный, слабительный и примирительный, согревающий и очищающий, тонизирующий и рассеивающий.

Суть каждого из методов поясним на конкретных примерах.  

Особенности китайского потогонного метода

Потогонный метод — это один из тех методов, которые популярны в народе, особенно часто их используют жители стран с холодным климатом. Так, в Сибири даже дети знают, что нужно делать после переохлаждения в первую очередь: выпить чаю с мёдом или малиной, погреть ноги, пропариться в бане, одним словом — пропотеть. Пока болезнь не успела развиться, с открытием пор изгоняются пришлые вредоносные факторы, в нашем случае холод и ветер. Китайские врачи называют это действие «разрешением поверхностного синдрома». Смысл действия в том, чтобы с помощью лекарств, имеющих острый вкус, вызвать у больного потоотделение. При этом происходит изгнание и рассеивание внешних патогенных факторов, одного или сразу нескольких из шести: ветра или холода, сырости или сухости, жары или огня.

При различных состояниях пациента используют разные варианты метода. Когда больной ощущает холод, применяют лекарства острые и тёплые. Например: имбирь лекарственный, свежее корневище (sheng jiang); коричник китайский, молодые побеги (gui zhi); лук­батун, луковица (cong bai). Если жар, то острые и прохладные: лопух большой, семена (niu bang zi); мята просточашечковая, трава (bo he); шелковица белая, листья (sang ye).

Подходы к лечению меняются в зависимости от того, какое патогенное начало поразило организм: холод или жара, сырость или сухость, а также от физического состояния пациента. Ведь просто выпускание пота не является конечной целью метода. Потоотделение означает, что поры открыты, улучшается движение ци лёгких и кровоснабжение, внешние и внутренние силы находятся в гармонии (ин ци и вэй ци), а внешние патогены покидают организм.

 • Потогонный метод применяют не только при простуде. «Поднимая болезнь из глубины», он способствует высыпанию и может использоваться в лечении тех заболеваний, при которых высыпание приводит к улучшению состояния больного, — например, при кори. Для этого необходимы острые и холодные лекарства, такие как ряска малая, всё растение (fu ping), схизонепета тонколистная, трава (jing jie) и другие. 

• Ещё одна область применения потогонного метода — борьба с отёками. Если под действием внешних патогенов жидкость застаивается в мышцах и коже, то в острый период заболевания возникает отёк лица и верхней половины тела. В случае такой напасти — например, при начале гломерулонефрита — применяют потогонные средства, которые способны разрешить поверхностный синдром в сочетании со средствами, удаляющими влагу. Такими, например, как айва японская, плоды недозрелые (mu gua), пория кокосовидная, тело гриба (fu ling) и другие.

Но как бы хорош ни был потогонный метод, важно вовремя прекратить его использовать, чтобы не истощить жидкости тела. Это касается и «прикладного» применения потогонного метода: степень потоотделения необходимо контролировать, как и количество посещений бани или сауны. Кроме того, этот метод не следует использовать при большой кровопотере, рвоте, диарее, в конце лихорадочного заболевания, а также у больных со спонтанным и ночным потоотделением. 

Открываем «отверстия мозга»

• Так называемый рвотный метод — хотя и не самый приятный, но в некоторых случаях весьма эффективный. Например, при случайном пищевом отравлении. В ТКМ рвотный рефлекс вызывают специальными лекарствами, такими как дихроа противолихорадочная, корень (chang shan), или чемерица даурская, корневище (li lu) — травами, которые сами по себе достаточно сильные и токсичные. Во время вызванной рвоты часто приходит на помощь появившаяся потливость, которая дополнительно удаляет проникшие извне патогенные факторы.

Есть и еще одно, особенное применение рвотного метода: он показан как при скоп­лении пищи в желудке, так и при наличии вязкой, тяжёлой мокроты, застоявшейся в горле, в области груди и диафрагмы. (Согласно терминологии ТКМ, «мокрота способна закрывать отверстия мозга». В таких случаях происходит нарушение психики больного, могут начаться припадки эпилепсии.) Тем не менее в целом метод используется достаточно редко, поскольку легко ранит желудок и не подходит для ослабленных людей, детей, пожилых и беременных. 

Успокойтесь, не переживайте — расслабьтесь…

Слабительный метод — это выведение патологических жидкостей, застоя пищи, крови и ядов (жара), стула (шлаков) через кишечник путём послабления. Казалось бы, всем знакомый и простой метод, но в ТКМ он доведён до совершенства.

В зависимости от предполагаемого диагноза (синдрома ТКМ) при лечении используют один из следующих вариантов послабления. 

• Холодное послабление (удаление избыточного жара). Жар и сухость в желудке и кишечнике появляются при запоре. При этом может повышаться температура тела, появляется сухость во рту, на языке — жёлтый налёт. Состояние застоя бывает при переедании, скоплении паразитов, начале панкреатита. В этих случаях применяют холодные и горькие лекарства, например: ревень пальчатолистный, корневище (da huang); кассия (сенна) узколистная, листья (fan xie ye) и другие.

 • Тёплое послабление (удаление скоп­ления холода). Такой вариант используют после употребления большого количества сырой и холодной пищи, когда останавливается пищеварительный процесс. И тогда на помощь приходят лекарства из горячих и послабляющих трав. 

• Увлажняющее послабление. Часто запор возникает из­за «иссушения жидкос­тей» и сухости кишечника. Такое состояние характерно для пожилых, ослабленных больных, женщин после родов, когда происходит истощение ци и крови. В этих случаях требуется мягкое, увлажняющее послабление со следующими травами: вишня японская, ядра зрелых плодов (yu li ren); конопля посевная, семена (huo ma ren). 

• Выведение жидкостей через кишечник. Этот вариант выбирают в помощь мочевыводящей системе, если нужно убрать отёки, скопления жидкости в груди или брюшине, а также при при запоре и анурии — отсутствии выделения мочи, когда требуется быстрое удаление избыточной жидкости. В рецепты входят следующие травы: лаконос (фитолакка) ягодный, корни (shang lu); молочай ганьсуйский, корень (gan sui) и другие.

Итак, мы видим, что послабление — это не вариант клизмы, которая подойдёт всем и каждому, а дифференцированный подход, который учитывает состояние пациента и позволяет получить необходимый результат. Этот метод, так же как и потогонный, нельзя использовать слишком долго: чрезмерное послабление может нанести ущерб жидкостям тела, ци и инь желудка.

Примирительный метод: праздник  согласия в организме

В традиционной китайской медицине (ТКМ) часто применяется примирительный, или гармонизирующий метод. Он — особенный: здесь нет ни изгнания из организма патогенного начала, ни добавления — тонизации, столь необходимой для поддержания защитных сил организма. Гармонизирующий метод предназначен для нормализации взаимоотношений между органами и системами организма, если они оказались нарушены под влиянием каких­либо вредоносных факторов.

Чтобы воспользоваться этим особенным методом, китайскому врачу необходимы и особые лекарства — сложные и одновременно узконаправленные. Эти лекарства действуют, словно хорошие специалисты­ремонтники: в них содержатся как «тёплые», так и «холодные» ингредиенты, как питающие, так и удаляющие. Ещё бы! Ведь от них требуется очень многое: убрать жар или холод; отрегулировать работу внутренних органов, нормализовать функции ци и крови, меридианов и коллатералей, питания; устранить «пустоту» либо «полноту» (пустота и полнота — базовые категории ТКМ, которые широко используются как в диагностике, так и при составлении рецептов); поддержать защитные силы организма и, конечно же, изгнать проникшие извне патогены. Понятно, что столь большое число разнообразных задач невозможно решить с помощью одного и того же лекарства. Поэтому рецепт в каждом случае составляется индивидуально — в зависимости от китайского диагноза, который выражен в форме соответствующего данному заболеванию синдрома.

Например, это может быть:

• так называемый синдром шао­ян — при таком варианте развития заболевания патогенные факторы находятся «наполовину снаружи, наполовину внутри», и возникает то жар, то озноб. В этом случае целесообразно использовать рецепт на основе корней володушки козелецелистной (chai hu);

 • несогласованность работы печени и желудка с нарушением пищеварения, тошнотой, горечью во рту — синдром «огонь печени и желчного пузыря поражает желудок». Здесь будет уместен рецепт на основе корневища коптиса китайского (huang lian);

• несогласованность работы печени и селезёнки (орган селезенка в трактовке ТКМ включает в себя, помимо непосредственно анатомического органа, поджелудочную железу и часть кишечника), что проявляется болью и распиранием в кишечнике либо диареей. Справиться с этой проблемой поможет рецепт, который содержит корни володушки козелецелистной (chai hu) и корни дудника китайского (dang gui);

• несогласованность работы кишечника и желудка с потерей аппетита, урчанием в кишечнике, ощущением твёрдого кома — с позиции ТКМ, эти симптомы проявляются при дисбалансе в организме холода и жара. В этом случае необходим рецепт, основу которого составляют клубни пинеллии тройчатой (ban xia).

Приведённый выше список легко можно дополнить.

Согревающий метод: имбирь против внутреннего холода

Согревающий метод применяется в ТКМ для решения проблем, в которых повинен холод, другими словами — для «возвращения ян» и восстановления проходимости меридианов. Холод может глубоко проникать в организм извне как обычным путём, так и с холодной пищей и лекарствами, или же образуется внутри.

Что значит — холод образуется внутри? Если попытаться перевести на язык европейской медицины, это выражение описывает состояние, характерное для ослабленных больных. Китайский врач в этом случае диагностирует у больного «пустоту ян и ци» в различных органах и системах организма. Внешне это заболевание может напоминать поверхностный синдром («холод сковывает поверхность тела»), описанный в предыдущей публикации (см. «МиЗ» №56: глава, посвященная потогонному методу), поэтому главная задача врача — разграничить эти два варианта, поскольку в китайской медицине они лечатся разными методами. Следующая задача врача — определить, в каком месте поселился внутренний холод.

Согревающий метод используют:

• при холоде и недостаточности ци селезёнки («китайской» селезёнки) и желудка, когда появляется холодная боль в животе, вздутие кишечника, жидкий стул. При таком варианте заболевания необходим рецепт, который содержит корни кодонопсиса мелковолосистого (dang shen) и имбиря лекарственного (gan jiang);

• в случае «упадка ян» — когда холодеют конечности, наблюдаются рвота, боль в животе, холодный пот — для спасения больного от коллапса. Здесь требуется рецепт на основе сильного лекарства — аконит Кармишеля, корнеклубни (fu zi);

• для согревания каналов при скоплении холода в канале печени (холодная боль в малом тазу) и би­синдроме (артритах) от холода и ветра. В этом случае китайский врач выберет рецепт с плодами фенхеля обыкновенного (xiao hui xiang) и корнеклубнями аконита сычуаньского (wu tou).

Для лечения используют лекарства, обладающие согревающим и сушащим действием; чтобы защитить от повреждения жидкости тела, в состав рецепта добавляются вспомогательные средства, увлажняющие сухость и тонизирующие инь.

Очищающий метод: можно ли потушить пожар рогом буйвола?

Суть очищающего метода, с позиции ТКМ, заключается в очищении организма от «жара» и «огня» с помощью прохладных средств, в выведении ядов и охлаждении крови. В понимании европейской медицины смысл этого метода сводится, прежде всего, к проведению противовоспалительных и антитоксических мероприятий.

В каких случаях в ТКМ используется очищающий метод? Данному состоянию присущи общие симптомы — такие, например, как внутренний жар, который может затем превратиться в яд. А поскольку жар может присутствовать в разных органах и системах, то вариантов использования очищающего метода и соответствующих рецептов — множество. Лекарства здесь выступают в роли пожарных, причём не простых, а работающих с ядовитой средой.

Например,

• при таких тяжёлых заболеваниях, как энцефалит, пневмония или геморрагическая лихорадка, для удаления из организма сильного жара используют лекарства с очень холодным ингредиентом — гипсом (shi gao);

• при острых инфекционных заболеваниях желчных протоков и мочевыделительной системы: корневище коптиса китайского (huang lian) и корень шлемника байкальского (huang qin);

• при гепатите — корневище горечавки шероховатой (long dan); при бронхите — подкорковый слой шелковицы белой (sang bai pi);

• при таком серьёзном состоянии, как жар крови (этому термину ТКМ соответствуют такие серьёзные европейские заболевания, как энцефалит, атрофия печени, лейкемия, тиф и др.) — рог буйвола (shui niu jiao);

жар может проникнуть в организм и «обычным» путём — при перегревании летним знойным днём. Здесь также есть несколько вариантов и подходов. Из растений в этом случае помогут, например, трава эльсгольции (xiang ru) и корни глении приморской (bei sha shen);

• в китайской медицине рассматривается и ещё одна причина жара — специфическая: истощение организма (в ТКМ: истощение инь). Такое состояние может возникать после лихорадочных заболеваний, когда ослабленный человек никак не может «выйти из болезни». По утрам он ощущает прохладу, а к вечеру — жар. Для лечения такого пациента к препаратам добавляются ингредиенты, питающие инь — корень ремании клейкой (shu di huang), корневище анемаррены асфоделовидной (zhi mu) и др.

Общие рекомендации по применению данного метода указывают на то, что жар легко повреждает жидкости и инь организма, поэтому их нужно поддерживать рецептами и питанием. Лекарства, которые применяются в очищающем методе, горькие на вкус и холодные по характеру, могут легко повредить функции желудка. В связи с этим их сочетают с препаратами, защищающими желудок, такими как корень солодки (gan cao) и плоды китайского финика (da zao).

Можно ли маслом испортить кашу? Тонизирующий метод

Прежде чем избрать стратегию и тактику лечения, врач традиционной китайской медицины (ТКМ) проводит диагностику. Первым делом ему необходимо установить состояние пришедшего пациента — определить, имеет место «пустота» или «полнота». О чем идет речь? Кажущиеся поначалу непонятными китайские термины на самом деле очень естественны. Если, например, холод, ветер, жара либо иные вредоносные силы проникли в организм здорового человека извне, имеет место синдром полноты. Еще один пример полного синдрома — переедание. И напротив: если человек изначально ослаб­лен, обескровлен, истощен, это значит, что болезни развиваются на фоне пустоты.

При синдроме пустоты как раз и применяется тонизирующий метод.

Различают несколько видов «дефицита».

• Когда речь идет о недостатке ци, пациент бледен, ест без аппетита, жалуется на слабость и одышку, жидкий стул.

• Если имеет место недостаток крови, у пациента бледное лицо и губы, рябь в глазах и головокружение.

• Для недостатка инь характерны физическое истощение, ночной пот, сухость в горле, бессонница.

• При недостатке ян у больного возникают озноб и отёки, холодеют конечности.

В любом из четырёх вариантов пустоты применяют вполне определенные добавляющие лекарства, которые при синдроме полноты использовать не следует. Например, лекарства на основе женьшеня (ren shen) добавляют ци и ян, а рецепты, содержащие в своем составе реманию клейкую (shu di huang), дают кровь и инь.

Что интересного в лекарствах этой группы? Как бы ни хотелось нам подольше ими «напитываться», чтобы укрепить здоровье, есть риск так называемого «замасливания».  Иначе говоря, тонизирующие препараты при неумелом их использовании могут сами стать причинами застоя. Чтобы эта проблема не возникала, к рецепту добавляются специальные компоненты­«помощники», двигающие ци и кровь, а также «проводники», направляющие лекарство в тот орган человека, который в данное время больше всего нуждается в подпитке.

Время собирать камни. Рассеивающий метод

Логично предположить, что если есть пустота, которую нужно питать, то должна быть и полнота, которую следует рассеивать. Различные уплотнения, новообразования, скопления, застой пищи — все эти проявления говорят о наличии полного синдрома и требуют применения тактики рассеивания.

Чаще всего рассеивающий метод используется, когда необходимо устранить застой пищи, возникающий при переедании. При этом пациента беспокоит отрыжка, он ощущает тяжесть в желудке, распирание. В арсенале китайской медицины есть ряд рецептов, рассасывающих скопления пищи: мясной, растительной, мучной… В частности, рецепт на основе боярышника перистораздельного (shan zha) и дрожжей лекарственных (shen qu).

Образование камней в мочевыделительной системе, желчном пузыре и желчевыводящих путях или желудочно­кишечном тракте китайская медицина также относит к застоям. При лечении применяют ингредиенты, не только растворяющие камни, но и изгоняющие — выводящие их наружу. Например, лекарства на основе вербейника Христины (jin qian cao).

Поскольку в рассеивающем методе используются рецепты с изгоняющими свойствами, чтобы исключить возможность случайного повреждения здоровой ци (сил организма), к составу следует добавить компоненты для укрепления ци. 

Мастер­класс по методам регуляции ци и крови

Владение методами регуляции ци и крови свидетельствует о высшем мастерстве доктора. С помощью нужных лекарств врач гармонизирует всю систему движения ци и крови в организме: убирает застои и скопления, подавляет обратное движение ци, улучшает кровообращение, останавливает кровотечения. С этими патологиями связано множество заболеваний, которые могут проявляться самыми разными симптомами. Так, при застое ци возможны чувство переполнения и распирания в эпигастрии, икота, отрыжка; при обратном движении ци — кашель, тошнота, рвота; при подъёме ци печени — раздражительность, головокружение; при застое крови — точечные боли, геморрагические пятна, уплотнения.

 Применяя методы регуляции ци и крови, лекарства необходимо использовать «прицельно», короткое время и с подстраховкой от повреждения ци и жидкостей тела.Вот некоторые основные ингредиенты лекарств, которые применяются для лечения по указанному методу: трихозант Кириллова (gua lou), соссюрея лопуховая (mu xiang), володушка козелецелистная (chai hu), софора японская (huai jiao). 

О пользе ароматов.

Методы удаления застоя влаги и флегмы

Лекарства­диуретики противодействуют образованию скоплений и поражению организма влагой. Причем поражения могут возникать как вследствие воздействия внешней среды — например, из­за сырой дождливой погоды, — так и по причине накопления внутренней влаги из­за слабой работы системы селезёнки (напомним, что в ТКМ этим словосочетанием обозначается часть системы пищеварения).

О наличии в организме влаги свидетельствуют отеки, толстый налет на языке, тяжесть в теле. Застой влаги может спровоцировать даже появление жара. Еще более опасный для нас «жилец» — так называемая флегма. В широком смысле это мутная жидкость, в том числе рвотная жидкость или возникающая в лёгких, а также гнойники, увеличенная щитовидная железа и лимфатические узлы. Иногда наличие флегмы может проявиться даже в виде эпилепсии и психических нарушений.

В зависимости от места локализации патогенной влаги и ее характера применяют или ароматические ингредиенты (для верхней части тела), или горькие согревающие либо пресные по вкусу лекарства. В частности, лекарства на основе лофанта морщинистого (huo xiang) или пории кокосовидной (fu ling). 

 «Связать» и обезвредить!.. Вяжущие методы

Венчает список серия вяжущих методов, которые уберегут нас от многих напастей, чрезвычайно ослабляющих организм. Например, эти методы могут предотвратить излишнее потоотделение, защитить от преждевременной эякуляции и сперматореи, справиться с чрезмерным мочеотделением или диареей.

К группе вяжущих методов мы отнесем применение специальных лекарств, убирающих так называемые синдромы ветра. О чем идет речь? Этому специфическому термину из арсенала китайской медицины трудно найти европейский аналог. Здесь имеется в виду как экзогенный ветер, пришедший извне (как говорится, «надуло»), так и внут­ренний — эндогенный, который возникает при избыточности ян печени и проявляется головной болью, повышением артериального давления, рябью в глазах.

Вяжущими средствами в ТКМ также лечат сердцебиение, бессонницу, расстройства памяти при нарушении питания сердца и даже некоторые психические расстройства (в ТКМ — «успокоение духа»). Вот лишь несколько примеров основных ингредиентов, которые используются в этой группе: лимонник китайский (wu wei zi), кизил лекарственный (shan zhu yu), ункария клюволистная (gou teng).

 

Олег Пятидесятников

 


© Ортилия. Все права защищены.